В России собак в нарты запрягают веером и цугом. Веерная упряжка
применяется к западу от Енисея также в различных вариантах, из них
лучшей считается упряжка охотников Новой Земли. Цуговая упряжка -
наиболее древний и одновременно наиболее совершенный способ езды на
собаках, особенно на длинные расстояния и при перевозке тяжелых грузов.
В различных вариантах она распространена к востоку от реки Енисей; чаще
всего использовалась запряжка собак попарно, пара за парой. Согласно
материалам этнографа В. Туголукова о колымо-индигирских упряжках
середины XIX в., их средняя скорость по бездорожью на длинных
дистанциях составляла до 10 км/час, на трассах зимних дорог длиной в
200-250 км - до 15-17 км/час. Легковая нарта могла пройти 250 км за 15
часов, 750 км - за 3 суток. По хорошей дороге упряжка из 12-14 собак
везла неограниченно долго до I т груза, по бездорожью - не более 500 кг. Вплоть
до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, кое-где даже единственным,
видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не
только местные жители, но и все государственные службы, включая
пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции. Только на
Камчатке в 1937 г. работало 50700 собак, или свыше 4500 полных упряжек. Закат
ездового собаководства в России приходится на последние тридцать лет XX
в. Распространение снегоходной техники, упадок пушной охоты и местного
рыболовства, метизация ездовых собак с привозными собаками других
пород, массовые эпизоотии, причиной которых были привозные собаки, а
также голод на Севере в 1990-х годах - все это, вместе взятое,
уничтожило большую часть поголовья аборигенных ездовых собак. Уцелела и
даже увеличила свою численность в 1990-е годы только популяция ездовых
собак на Чукотском полуострове, где без них был бы невозможен морской
зверобойный промысел, который тогда кормил всю Восточную Чукотку.